Поиск по этому блогу

суббота, 2 марта 2013 г.

Урок русского языка в 4 классе (программа «Школа 21 века»).



Тема: Правописание Ы-И после Ц.
Цель урока: 
1. Обучающая цель:  познакомить с новой орфограммой – правописанием гласных Ы, И после Ц,  научить правильно обозначать орфограмму;  повторить ранее изученные орфограммы,  расширить лексический запас учащихся.            
2. Развивающая цель:  совершенствовать компоненты учебной деятельности учащихся:  мотивационную сферу, планирование и поэтапную организацию учебной деятельности, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.                                                    
3. Воспитывающая цель: поддерживать интерес к родному языку.
1.     Каллиграфическая минутка. На доске написаны буквы: к, м,  ц, ч, р
-Что общего у всех букв?
- Назовите букву, которая обозначает глухой непарный, твёрдый непарный согласный звук.
- Поработаем над правильным написанием буквосочетаний с буквой ц. ЦУ
     - Что общего в написании букв ц, у?
  -Чем отличается письмо этих букв?
   Работа над длиной петелек букв. ЦУ (показ учителя)
  - Как проверить правильность длин петелек букв У и Ц?
  -У кого из вас длина петелек буквы ц одинаковая? А длина петелек буквы у ?
ЦЫ  - работа над одинаковой высотой всех элементов букв. (Проверка длины петелек  и высоты элементов с помощью линейки - обучение приёмам самоконтроля и самопроверки).
2.     Орфографическая минутка.
На доске написаны словосочетания. Вставить пропущенные буквы на  изученные орфограммы, приготовиться объяснить выбор.
у . кая                п . лоска
лё . кое               р . нение
сла . кое             уг . щение
ро . кий              зв . рёк
ре . кий             зап . х
ло . кий              ц . ркач  
Вопросы перед проверкой.
-  Что общего во всех словах сочетаний?
-  Что общего заметили во всех первых словах с/с?
- Как проверить парный по звонкости – глухости согласный звук в корне слова?
-  Что общего заметили во всех вторых словах с/с?
-  Как проверить безударный гласный звук в корне слова?
       - Проверьте правильность выполнения задания и подсчитайте количество допущенных ошибок.( Проверка по образцу.
Обучение приёмам самооценивания).  (Учащиеся заносят в карточки самооценивания количество допущенных ошибок на проверяемые орфограммы).
- Кто из вас не допустил ни единой ошибки?
- У кого улучшились результаты по сравнению с предыдущей проверкой?
-  Каким словом вы проверили написание слова   Ц. РКАЧ?
- Какой гласный  звук слышим мы после  звука Ц?
- Какой буквой обозначим его на письме?
3. Формулирование темы и задач урока.
- Как  и где мы можем найти ответ на этот вопрос? ( Обучение приёмам поиска информации).
-А ещё нужно знать правило обозначения на письме звука Ы после Ц.
Итак, тема нашего урока:
 Правописание Ы-И после Ц.
- Для чего нам нужно это знать? Можно ли проверить написание слова ЦИРК известными  правилами
4. Изучение нового материала.
-Для того, чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос отправимся в сказочное государство ОРФОГРАФИЯ
Инсценирование сказки  Жила-была в стране «Орфография» буква Ц…

-Послушайте сказку и постарайтесь ответить на вопрос Когда после Ц пишется буква Ы и когда буква И?
В ходе инсценирования на доске появляется схема.
Ц
И
Ы
 в корнях слов
цифра
циркуль
дисциплина
в словах-исключениях
 цыган
(подошел) на цыпочках
(к) цыпленку и цыкнул: «Цыц»
в словах, оканчивающихся на –ЦИЯ
акация
иллюстрация
полиция
в окончаниях слов
пальцы
танцы
огурцы
улицы
- Итак, сформулируйте правило, когда после Ц пишется буква И, а когда пишется буква Ы?
Давайте составим план наших действий при написании слов на данную орфограмму , чтобы не допускать ошибки.
·        написать после Ц букву Ы или И
·        послушать слово и, услышав после звука Ц звук Ы…
·        определить,  какой части слова находится орфограмма;
·        применить правило.   (Сравнение с алгоритмом, данным в учебнике – стр . 99) 
ормулируют правило, расставляют  пункты плана в нужной последовательности - обучение планированию своей деятельности)

5. Физминутка.
6. Закрепление изученного.
1)    Закончить орфографическую минутку
2)     Выполнение упр 1 (на доске) в печатной тетради.
3)    Самостоятельная работа по изученному и новому материалу (письмо под диктовку словосочетаний)
стальные спицы
душистая акация
цыганские танцы
чертить циркулем
шагать на цыпочках
Опрос, на какие отметки выполнена сам. работа.
4)    Письмо с комментированием предложений (напечатаны на карточке с пропусками букв на изученные орфограммы) - Обучение выполнению учебной задачи  по плану.
Черепаху защ . щает кре . кий панц. рь.                                  
 На ц. ферблате ч . сов ч. рнели ц . фры.                                       
У куриц.  по . явились ж . лтые ц . плята.                                      
На гря. ке    з . л . неют  огурц.
Выполнение упражнения  № 1 «цепочкой» с комментированием по плану Взаимопроверка, оценивание - обучение приёмам взаимопроверки и оценивания выполненной работы.

7. Домашнее задание. Упр 2 стр 100, прав стр 99.
8. Подведение итогов урока.
- С каким правилом познакомились на уроке?
- Как вы оцениваете свой уровень умения правописания слов на новую орфограмму? (Оценивают по шкале успешности. Обучение приёмам самооценивания)

ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка «Ы и И после Ц»
Жила- была в одной сказочной стране буква Ц.  Вы уже догадались, какую роль она будет играть в сказке?  Конечно же, она будет царицей. Царица Ц решила разделить своё богатство с приближенными. А  самыми близкими и любимыми были буквы. Да-да, буквы Ы и И.
.-Я вас обеих люблю- сказала царица Ц, - и сегодня  в знак этой любви я дарую вам право стоять рядом со мной в словах.  .
А кому сколько слов достанется, решит соревнование. Вы расскажите мне, как вы меня любите, а я решу, сколько слов дать каждой из вас
Буква И выскочила вперед и затараторила:
 -  Ах, царица Ц, царица Ц!  Я так ас обожаю! Вы так добры, так прекрасны! Не хватит цифр, чтобы сосчитать знаки внимания, которые я  буду вам оказывать! Каждый день на мотоцикле буду  возить вас в цирк, в день рождения  я подарю  вам циркуль и цилиндр, среди подчиненных я наведу дисциплину, в случае- болезни все достижения медицины будут  к вашим услугам. А ваш дворец я украшу нарциссами, цинниями и гиацинтами.
         Как приятно было  царице Ц слушать слова буквы И. Она улыбалась, вздыхала, закатывала глаза, и наконец промолвила:
- Ну что ж, жалую тебе навеки право стоять после Ц в корне слова!
Буква И отвесила благодарный поклон , и пока она кланялась, буква Ы опомнилась и тоже начала объясняться в любви:
А я, а я, глубокоуважаемая царица Ц, буду петь для вас цыганские романсы, буду разводить для вас цыплят, утром на цыпочках буду заходить в Вашу опочивальню, чтобы сказать «цыц» всем, кто осмелится вас разбудить.
         В отчаянии  буква Ы замолчала, потому что больше ничего не  могла придумать. Царице Ц стало жаль букву Ы.
- Ладно, - решила она. – Пусть в словах «цыган» (подошёл) на цыпочках (к) цыплёнку и цыкнул: «цыц» пишется буква Ы
         Буква И решила, что дарованных слов ей мало и снова вступила в соревнование:
- Ах, царица, я посажу в вашем парке акации. Дворец украшу иллюминацией, на вашем столе будут лежать книги с иллюстрациями, ваш покой будет охранять полиция!
- Замечательно, замечательно!- зааплодировала царица. – Отныне во всех словах, оканчивающихся  на –ция будет писаться буква И.
         Царица выжидательно посмотрела на букву Ы.Та продолжала:
 - Ваше высочество, я днём на ваши пальцы надену кольца. Каждый вечер буду устраивать танцы. На вашем столе всегда будут  свежие огурцы. Все лестницы гостиницы, все улицы города украшу вашими портретами.
-  Я вижу, буква Ы, ты тоже любишь меня. Разрешаю тебе стоять рядом со мной в суффиксах и окончаниях.
         Больше буквы Ы и И ничего не могли придумать, как не ломали свои головы.
Презентация к уроку

Комментариев нет:

Отправить комментарий