Тема:
Правописание Ы-И после Ц.
Цель
урока:
1. Обучающая цель: познакомить с новой орфограммой –
правописанием гласных Ы, И после Ц,
научить правильно обозначать орфограмму; повторить ранее изученные орфограммы, расширить лексический запас учащихся.
2. Развивающая цель: совершенствовать
компоненты учебной деятельности учащихся:
мотивационную сферу, планирование и поэтапную организацию учебной
деятельности, контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
3. Воспитывающая цель: поддерживать интерес к родному языку.
1.
Каллиграфическая
минутка. На
доске написаны буквы: к, м, ц, ч, р
-Что общего у всех букв?
- Назовите букву,
которая обозначает глухой непарный, твёрдый непарный согласный звук.
- Поработаем над
правильным написанием буквосочетаний с буквой ц. ЦУ
- Что общего в написании букв ц, у?
-Чем отличается письмо этих букв?
Работа над длиной петелек букв. ЦУ (показ учителя)
- Как проверить правильность длин петелек
букв У и Ц?
-У кого из вас длина петелек буквы ц
одинаковая? А длина петелек буквы у ?
ЦЫ - работа над одинаковой
высотой всех элементов букв. (Проверка
длины петелек и высоты элементов с
помощью линейки - обучение приёмам самоконтроля и самопроверки).
2.
Орфографическая
минутка.
На доске написаны
словосочетания. Вставить пропущенные буквы на
изученные орфограммы, приготовиться объяснить выбор.
у . кая п . лоска
лё . кое р . нение
сла . кое уг . щение
ро . кий зв . рёк
ре . кий зап . х
ло . кий ц . ркач
Вопросы перед проверкой.
- Что общего во всех словах сочетаний?
- Что общего заметили во всех первых словах с/с?
- Как проверить парный
по звонкости – глухости согласный звук в корне слова?
- Что общего заметили во всех вторых словах с/с?
- Как проверить безударный гласный звук в корне
слова?
- Проверьте правильность выполнения
задания и подсчитайте количество допущенных ошибок.( Проверка по образцу.
Обучение
приёмам самооценивания). (Учащиеся
заносят в карточки самооценивания количество допущенных ошибок на проверяемые
орфограммы).
- Кто из вас не допустил
ни единой ошибки?
- У кого улучшились
результаты по сравнению с предыдущей проверкой?
- Каким словом вы проверили написание
слова Ц. РКАЧ?
- Какой гласный звук слышим мы после звука Ц?
- Какой буквой обозначим
его на письме?
3. Формулирование
темы и задач урока.
- Как и где мы можем найти ответ на этот вопрос? ( Обучение
приёмам поиска информации).
-А ещё
нужно знать правило обозначения на письме звука Ы после Ц.
Итак, тема
нашего урока:
Правописание Ы-И после Ц.
- Для чего нам нужно это знать? Можно ли проверить написание
слова ЦИРК известными правилами
4. Изучение нового материала.
-Для того,
чтобы найти ответ на интересующий нас вопрос отправимся в сказочное государство
ОРФОГРАФИЯ
Инсценирование
сказки Жила-была в стране «Орфография» буква Ц…
-Послушайте
сказку и постарайтесь ответить на вопрос Когда
после Ц пишется буква Ы и когда буква И?
В ходе
инсценирования на доске появляется схема.
Ц
И
|
Ы
|
в корнях слов
цифра
циркуль
дисциплина
|
в словах-исключениях
цыган
(подошел) на цыпочках
(к) цыпленку и цыкнул:
«Цыц»
|
в словах, оканчивающихся на –ЦИЯ
акация
иллюстрация
полиция
|
в
окончаниях слов
пальцы
танцы
огурцы
улицы
|
- Итак,
сформулируйте правило, когда после Ц пишется буква И, а когда пишется буква Ы?
Давайте
составим план наших действий при написании слов на данную орфограмму , чтобы не
допускать ошибки.
·
написать
после Ц букву Ы или И
·
послушать
слово и, услышав после звука Ц звук Ы…
·
определить, какой части слова находится орфограмма;
·
применить правило. (Сравнение с алгоритмом, данным в учебнике –
стр . 99)
(Формулируют
правило, расставляют пункты плана в
нужной последовательности - обучение планированию своей деятельности)
5. Физминутка.
6. Закрепление
изученного.
1)
Закончить
орфографическую минутку
2)
Выполнение упр 1 (на доске) в печатной
тетради.
3)
Самостоятельная
работа по изученному и новому материалу (письмо под диктовку словосочетаний)
стальные спицы
душистая акация
цыганские танцы
чертить циркулем
шагать на цыпочках
Опрос,
на какие отметки выполнена сам. работа.
4)
Письмо
с комментированием предложений (напечатаны на карточке с пропусками букв на
изученные орфограммы) - Обучение выполнению учебной задачи по плану.
Черепаху защ . щает кре . кий панц. рь.
На ц. ферблате ч .
сов ч. рнели ц . фры.
У куриц. по . явились
ж . лтые ц . плята.
На гря. ке з . л .
неют огурц.
Выполнение
упражнения № 1 «цепочкой» с
комментированием по плану Взаимопроверка,
оценивание - обучение приёмам взаимопроверки и оценивания выполненной работы.
7. Домашнее задание. Упр 2 стр 100, прав
стр 99.
8.
Подведение итогов урока.
-
С каким правилом познакомились на уроке?
- Как вы
оцениваете свой уровень умения правописания слов на новую орфограмму? (Оценивают
по шкале успешности. Обучение приёмам самооценивания)
ПРИЛОЖЕНИЕ
Сказка
«Ы и И после Ц»
Жила- была
в одной сказочной стране буква Ц. Вы уже
догадались, какую роль она будет играть в сказке? Конечно же, она будет царицей. Царица Ц решила
разделить своё богатство с приближенными. А самыми близкими и любимыми были буквы. Да-да,
буквы Ы и И.
.-Я вас
обеих люблю- сказала царица Ц, - и сегодня
в знак этой любви я дарую вам право стоять рядом со мной в словах. .
А кому
сколько слов достанется, решит соревнование. Вы расскажите мне, как вы меня
любите, а я решу, сколько слов дать каждой из вас
Буква И выскочила вперед и
затараторила:
- Ах,
царица Ц, царица Ц! Я так ас обожаю! Вы
так добры, так прекрасны! Не хватит цифр, чтобы сосчитать знаки внимания, которые
я буду вам оказывать! Каждый день на
мотоцикле буду возить вас в цирк, в день
рождения я подарю вам циркуль и цилиндр, среди подчиненных я
наведу дисциплину, в случае- болезни все достижения медицины будут к вашим услугам. А ваш дворец я украшу
нарциссами, цинниями и гиацинтами.
Как приятно было
царице Ц слушать слова буквы И. Она улыбалась, вздыхала, закатывала
глаза, и наконец промолвила:
- Ну что ж, жалую тебе навеки
право стоять после Ц в корне слова!
Буква И
отвесила благодарный поклон , и пока она кланялась, буква Ы опомнилась и тоже
начала объясняться в любви:
А я, а я, глубокоуважаемая царица
Ц, буду петь для вас цыганские романсы, буду разводить для вас цыплят, утром на
цыпочках буду заходить в Вашу опочивальню, чтобы сказать «цыц» всем, кто
осмелится вас разбудить.
В отчаянии буква Ы
замолчала, потому что больше ничего не могла придумать. Царице Ц стало жаль букву Ы.
- Ладно, - решила она. – Пусть
в словах «цыган» (подошёл) на цыпочках (к) цыплёнку и цыкнул: «цыц» пишется
буква Ы
Буква И решила, что дарованных слов ей мало и снова вступила
в соревнование:
- Ах, царица, я посажу в вашем
парке акации. Дворец украшу иллюминацией, на вашем столе будут лежать книги с
иллюстрациями, ваш покой будет охранять полиция!
- Замечательно, замечательно!-
зааплодировала царица. – Отныне во всех словах, оканчивающихся на –ция будет писаться буква И.
Царица выжидательно посмотрела на букву Ы.Та продолжала:
- Ваше высочество, я днём на ваши пальцы
надену кольца. Каждый вечер буду устраивать танцы. На вашем столе всегда
будут свежие огурцы. Все лестницы
гостиницы, все улицы города украшу вашими портретами.
- Я вижу, буква Ы, ты тоже любишь меня. Разрешаю
тебе стоять рядом со мной в суффиксах и окончаниях.
Комментариев нет:
Отправить комментарий