Поиск по этому блогу

суббота, 2 марта 2013 г.

Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе ТЕМА. Куликовская битва.




Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей Куликовской битвы.

2. Раскрыть роль Дмитрия Донского в подготовке к сражению, показать героизм русских ратников и историческое значение Куликовской битвы.

3. Продолжить работу по формированию умения учащихся работать в группах.

4. Развивать самостоятельность учащихся в учебной деятельности и их коммуникативные умения.

5. Воспитывать чувство патриотизма, интерес к прошлому Родины и к учебному предмету.
Оборудование
для учителя: мультимедийное оборудование и презентационный материал по теме урока; аудиозапись отрывка из «Богатырской симфонии» А. П. Бородина; карточки с опорными словами и датами; плакат с кроссвордом «Золотая Орда»; выставка книг о Куликовской битве;

для учащихся:
· учебники Ворожейкиной Н. И., Виноградовой Н. Ф. «Наша Родина в прошлом»;
· шлем, щит и меч для учащегося, читающего отрывок из летописи;
· карточки с заданиями для групповой работы;
· плакат с изображением русского воина в доспехах.
                    Ход урока
1.Мотивационный этап.
- Начинаем урок окружающего мира. Мы работаем с историческим материалом. Те события, о  которых мы говорим, произошли много веков назад. Для чего мы их изучаем? Для чего человеку нужно знать историю своей страны?
2. Повторение пройденного материала.
-  Давайте вместе вспомним, что мы узнали о нашествии татаро-монголов  на Русь.
- Кто из вас желает заполнить кроссворд по теме предыдущего урока? ( Двое учащихся самостоятельно заполняют кроссворд с опорным словом «Золотая Орда».)
-   О каком событии эти строки?
-         Назовите год и век нашествия Батыя на Русь.
-         Как называлось государство монголо-татар?
-         Расскажите о монголо-татарах.

Ученик для ответа  получает карточку с вопросами

1.     Почему монголо-татары вели кочевой образ жизни?

2.Почему они были хорошими воинами?
3.Почему Батыю удалось покорить Русь?
4.В чем заключалась зависимость Руси от Орды?
Проверка заполнения кроссворда учащимися.
Слушают ответ товарища, оценивают его по  критериям, которые записаны на доске:                                      
 1. Полнота ответа.                                     
2. Доказательность суждений.                     
3.Установление причин и последствий исторических событий.
Вывод учителя: - Так пришла на Русь великая беда.                               
 3. Сообщение темы и задач урока.
   - Сегодня на уроке мы будем говорить о битве, которая была началом конца господства Золотой Орды над Русью. Мы узнаем
1.     Что послужило поводом для нового похода монголо-татар на Русь?
2.     Как подготовилась Русь к решающей битве?
3.     Где и когда произошло сражение между монголо-татарами и русскими ратниками?
4.     Кто возглавил русские войска?
5.     Какое значение для Руси имела победа над монголо-татарами?
4. Изучение нового материала.
Рассказ учителя.                                                                                                         - Прошло более ста лет после Батыева нашествия. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович.

Все сильнее и сильнее становится Москва, а между тем некогда могущественная Золотая Орда приходит в упадок. Русские князья все чаще давали отпор татарским набегам. Московский князь Дмитрий Иванович повел открытую борьбу с Ордой. И вот в 1374 году произошло событие, которое послужило причиной нового похода монголо-татар на Русь.

- Прочитайте начало статьи на стр.64 , найдите ответ на первый вопрос.

Поиск ответа на первый вопрос плана, выборочное чтение.

-  Но и на Руси не сидели сложа руки. Князь Дмитрий разослал гонцов, призывая других князей всем вместе, дружно выступить против Орды. Из разных земель и княжеств стали стягиваться в Москву войска. Откроите учебник на странице 62. Найдите г. Москва на карте.         К Москве по призыву великого князя шли воины из Ростова, Костромы, Ярославля, Пскова и других городов Руси. Численность войска была огромная, разные историки называют разные числа: одни – 50-60 тыс. человек, другие – 100-150 тыс. Возглавил русские войска московский князь Дмитрий Иванович. Прежде чем отправиться против татар, князь Дмитрий Иванович побывал в Троицком монастыре под Москвой.

Его глава – Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича, то есть напутствовал на ратный подвиг, пожелал удачи и победы в святом деле – защите родной земли. Сергий Радонежский дал ему двух монахов богатырей – Александра Пересвета и Родиона Ослябю. Они вооружились и вступили в княжью рать. Когда Донской привел свои войска к Дону, гонцы-разведчики принесли важную весть: Мамай стоит на другом берегу и силы у него столько, что и счесть невозможно.                                                                  
 Подготовленный учащийся читает отрывок из стихотворения Кончаловской Н.  П. «Наша древняя столица»            (звучит музыка из «Богатырской симфонии» А. П. Бородина).
Большую, тысяч в триста, рать                                                                  Привел Мамай на Дон.                                                                                              Она драконом в сто голов легла на берегу.                                                                О ней вернее этих слов  сказать я не могу...                                                         Войска Дмитрия Ивановича преодолели реку и расположились на ночлег на широком Куликовом поле (см. карту). Работа с картой.
          -Наступило утро 8 сентября 1380г. Воспользовавшись густым туманом, Дмитрий Иванович спрятал в дубраве (дубовой роще) запасной полк. Когда туман рассеялся, русские и ордынские войска начали сближаться и вскоре встали друг против друга. По легенде сражение началось с поединка двух воинов-богатырей. Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Потрясая копьем, он громовым голосом вызывал на поединок любого русского воина, который не побоится померяться с ним силою. Этот вызов принял богатырь Пересвет – монах Троицкого монастыря. С копьями наперерез мчались всадники друг на друга и сшиблись на всем скаку. Кони их едва устояли, присев на задние ноги, а оба воина насмерть поразили друг друга. На картине художника Авилова «Поединок  Пересвета с Челубеем» изображен как раз этот момент.
Рассматривают репродукции картины Авилова «Поединок  Пересвета с Челубеем»
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мечи. Десятки тысяч всадников сталкивались вплотную, рубили  мечами, кололи копьями.
 Послушайте, как бы рассказал об этой битве очевидец – русский воин.
Выходит ученик в доспехах ратника (на голове шлем, в  руках – щит).  «. . . И сошлись грозно обе силы великие, твердо сражаясь, жестоко друг друга уничтожая, не только от оружия, но и от большой тесноты под конскими копытами испускали дух, ибо невозможно было вместиться на том поле Куликовом . . . Лилась кровь, как вода, и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон . . .»
- Оба войска сражались ожесточенно и храбро – час, другой, и третий. И русичи, и татары отважны и проворны, мужественны и выносливы. Но ратники Мамая мечтали о грабежах и разорении, русские же воины помышляли о защите и спасении своей земли, и они бились, не щадя живота своего.                                                             
 Стоял такой великий стон,                                                      
Шел бой с такою кровью,                                                    
Что был в багрец окрашен Дон                                                             
 До самого низовья.
    Ордынцы двинулись сначала на передовой полк и почти полностью его разгромили. Затем силы ордынцев были брошены против большого полка, но тот устоял. Мамай переносит главный удар на полк левой руки. В это время из засады вышли свежие силы русских и стали теснить ордынцев. Монголо-татары растерялись и обратились в бегство. Так победой русских закончилась эта кровопролитная схватка. Велика была радость победы. За военный талант и победу над татарами в битве на Дону прозвали князя Дмитрия Ивановича Донским. Но омрачена была радость победы, так как погибших было настолько много, что хоронили их 8 дней, 3 дня текла в Дон-реке вода с кровью. По предложению Сергия Радонежского в одну из осенних суббот стали поминать всех воинов, погибших за Отечество. Этот день называют Дмитровской родительной субботой. Этот обычай сохранился и до наших дней.
         Об этом великом сражении написано немало произведений живописи, музыкальные и литературные произведения. Лиза и Тимур приготовили аннотации к книгам, представленным на вставке. Послушайте, о чём можно узнать из этих книг.
Рассматривают книжную выставку,  слушают аннотации к книгам.
Только через сто лет закончится зависимость Руси от Орды, но всё  же битва, которую прозвали еще Мамаевым побоищем, имела огромное значение для Руси. Давайте прочитаем об этом по учебнику (стр.64-65) и ответим на последний вопрос.  
Чтение по учебнику о значении Куликовской битвы, ответы детей                                 Вывод после прослушивания ответовчащихся.                                           
 1.Ордынцам был нанесен первый сокрушительный удар.
2.Появилась уверенность в скором освобождении Руси от власти Орды.
3.Жители Руси убедились, что их сила в единстве.

5.Закрепление изученного.

- Давайте проверим с вами, как запомнили материал прошлого и сегодняшнего уроков. Для этого вы будете выполнять задания в группах. Прошу вас помнить о правилах работы в группах.

Работа в группах.

1 группа заполняет кроссворд о Куликовской битве (см. приложение).

2 группа читает первый абзац статьи, находит описание Москвы в период правления Дмитрия Ивановича. Дается задание соотнести три картинки с изображением Москвы с датами и именами князей, при которых произошли изменения в облике Москвы  (см. приложение).

3 группа составляет рассказ о вооружении русских ратников.

 

Отчеты групп.

6.     Итог урока.

- О каком событии мы говорили?

 - Когда оно произошло? Чем закончилось?
 - Что вам было особенно интересно?                                                                                                                         - Какие чувства вы испытывали  в разные моменты урока?
 - Который из фразеологизмов связан с темой нашего урока?
        Постарайтесь к следующему уроку узнать значение этого фразеологизма. 
Задание для всех стр. 64-67, читать,   задание по желанию -№ 5,6 (творческие)
Запись домашнего задания.

Комментариев нет:

Отправить комментарий