Доклад зам. директора по УВР
школы №71 Лобановой Н.Я.
Дифференциация
— организация учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп
учащихся (в расчет берутся групповые особенности).
Дифференциацию часто путают с
индивидуализацией.
Индивидуализация — учет
личностных особенностей каждого ученика (в расчет берутся индивидуальные
особенности).
Дифференцированное обучение — условие и
средство индивидуализации.
Сейчас уже никто не сомневается в том,
насколько ошибался знаменитый Жак Жак Руссо, утверждавший, что люди с рождения
одинаковы и чисты, словно доски. Исследования психологов позволяют судить об
индивидуально-психологических различиях детей одного возраста. Так, например,
по данным НИИ психологии диапазон
индивидуальных различий первоклассников — внимательности, памяти, мышления,
воображения, речи — можно охарактеризовать соотношением 1:15. Это значит, что
если способности наиболее слабого ученика класса принять за единицу, то
способности наиболее сильного ученика составят 15 единиц, т.е. будут в 15 раз.
выше.
Ежегодные исследования школьных психологов и
логопедов показывают, что дети приходят в 1 класс с разным уровнем
подготовленности. Так, например, в 2004 - 05 уч. году из 87 первоклассников 48%
имеют такие нарушения речи, как фонетико-фонематические недоразвитие, Нерезко
выраженное общее недоразвитие, элементы нарушения лексико-грамматических сторон
речи. Эти нарушения, по мнению логопедов, скаываются на усвоение программы.
В 2003-04
уч. году такие нарушения речи имели 32% первоклассников, в 2004 –
05 уч. году — 40%.
А
вот результаты исследования психологов (в процентах)
Уровень развития
|
высокий
|
хороший
|
средний
|
слабый
|
Учебный
год
|
|
память
|
зрительная
|
5,2
4,7 |
32,4
34,9
|
50
51,2
|
12,4
9,3
|
2003 - 04
2004 - 05
|
слуховая
|
3.7
4,7
|
38
34,9
|
55,9
53,5
|
2,4
7
|
2003 - 04
2004 - 05
|
|
интеллект
|
-
-
|
10,4
12,5
|
71,1
67,5
|
17,5
20,0
|
2003 - 04
2004 - 05
|
|
Зрительно – моторная
координация
|
4,4
4,7
|
43,5
44,2
|
32,3
25,6
|
21,8
25,6
|
2003 - 04
2004 - 05
|
С целью изучения
учащихся необходимо проводить педагогическую и психологическую диагностику,
вести систематические наблюдения за их учебной деятельностью. Анализ
индивидуальных особенностей детей проводится по программе, в которую включаются
сведения, наиболее ярко характеризующие учебные возможности школьника (см.
таблицу 1).
Таким образом, любой ребенок, как и любой взрослый
обладает множеством отличительных признаков. Но при всем многообразии эти
признаки могут быть систематизированы. Только упорядоченная картина
индивидуальных различий позволяет объединить детей в отдельные группы,
различающиеся индивидуально-типологическими особенностями нервной системы.
Нужно знать, что на психологический облик школьника накладывают отпечаток и особенности
воспитания, обучения и среда.
Только знание
индивидуальных особенностей учащихся позволяет учителю правильно строить
учебный процесс с опорой на слабые и сильные стороны обоих типов нервной
системы.
Практика осуществления
дифференцированного подхода в условиях
классно-урочной системы.
При практическом осуществлении
дифференциации в условиях классно-урочной системы нужно знать способы
индивидуализации обучения.
1.
Индивидуальный темп обучения учителем может выбираться с учетом скорости учебной
деятельности, мышления, восприятия ученика. Но индивидуальный темп может быть
обеспечен лишь непродолжительное время, т.к. это может привести к отставанию от
класса или от программы.
По мнению психологов, в начальной школе
может быть ускоренный темп прохождения материала, но не темп самого урока. При
фронтальной форме организации учебной
деятельности ускоренный темп может породить у части детей стресс.
2.
Индивидуализация содержания и методов обучения (через объем и сложность
учебного материала).
3.
Индивидуализация с учетом видов мыслительной деятельности.
Учащимся с наглядно-чувственными типом
мышления рекомендуется выполнение однотипных упражнений средней трудности.
Задания же проблемного и творческого характера получают учащиеся с хорошо развитым
логическим мышлением.
В педагогической литературе считается
наиболее удачным деление учащихся на группы с учетом их индивидуальных
особенностей, когда критериями выступают:
-
быстроты ориентации в поставленном вопросе и способа
проникновения
в проблему;
-
глубины понимания программного материала;
-
уровни сформированности учебных навыков;
-
работоспособности, темпа учебной деятельности;
-
развития познавательных интересов.
Причины столь широких различий в
способностях достаточно многообразны, их можно охарактеризовать как
биологические, психические и культурно-педагогические. Следовательно, дети
приступают и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными
предпосылками.
В процессе обучения индивидуальные различия
могут проявляться:
1)
в скорости усвоения нового материала, в количестве тренировочных упражнениях,
необходимых для усвоения нового
2)
в уровне работоспособности (высокая, средняя, низкая). Связано с типом нервной
системы
З)
в различных типах мышления, у одних преобладает практически действенное, у
вторых — наглядно-образное, у третьих — словесно-логическое.
4)
учащиеся отличаются высокой, средней и низкой обучаемостью.
Пути решения дифференциации.
1.
Деление класса на З характерные группы («сильные», «средние», «слабые») с
учетом степени развития
-
реальных учебных возможностей
-
способностей к учению
-
работоспособности учащихся
Учителем дифференцированно подбираются
задания и темп работы для каждой группы.
2.
Создание смешанных групп по принципу взаимного обогащения.
З.
На основе диагностики причин отставания в учении каждого ученика учитель
разрабатывает индивидуальные меры повышения качества его знаний и умений.
4.
Подготовка учителем для уч-ся заданий с учетом тех трудностей, которые
испытывает слабые учащихся (алгоритмы решений, планы работы и т.д.), для
сильных учащихся — задания повышенной трудности.
5.
Использование заданий одинакового для всех содержания, вариативность которых
обеспечивается системой постоянного усложняющихся вопросов.
Дифференцировать можно:
а)
объем;
б)
сложность учебного материала;
в)
доза помощи учителя при выполнении;
г)
комплексно.
Приведу пример с урока русского языка. Тема
урока <Правописание безударных окончаний существительных разных склонений».
даны
4 словосочетания.
уздечка для
лошадк…
помогать дочк …
спать
в кроватк …
встретить
на площадк…
Задание
учащимся 1 группы:
1.
Определите склонение и падежи существительных.
2.
дополните окончания имен существительных
3.
Проверьте правильность по таблице на стр. 83
Задание
для учащихся II группы. (усложняется)
1.
Замените все существительные 1 скл. однокоренными существительными З скл.
2.
допишите окончания существительных.
Задание
для учащихся 3 группы. (увеличивается
объем)
Необходимо не только заменить существительные
1 скл. cуществительными З скл., но и составить предложения с данными
словосочетаниями.
Трудности в реализации
дифференцированного подхода.
1.
Слабая организация психологической и педагогической диагностики с целью
изучения учебных возможностей учащихся.
2.
Индивидуальный подход к уровню развития учащихся не заложен в учебные программы
и не обеспечен содержанием учебников.
3.
Большая наполняемость классов.
4.
Трудности в ведении постоянного учета изменений в уровне подготовленности
учащихся.
Необходимость
классификации ошибок учащихся требует
большой затраты времени.
5.
Наличие доли социального неравенства при делении детей на группы. Нельзя
составлять списки и т.д., ставить детей в известность.
6.
При дифференциации по уровню сложности материала нельзя для слабоуспевающих
учащихся давать задания ниже программных. Иначе это может привести к замедлению
их развития.
7.
Большая затрата времени учителя при подготовки к уроку, сложности в организации
деятельности учащихся на уроке.
Психолого-педагогические основы
индивидуализации и
дифференциации обучения учащихся.
Что должен знать учитель, приступая к
дифференциации обучения?
1)
индивидуальные особенности детей, основные свойства нервной системы и психики.
2)
задатки и способности учащихся
3)
сильные и слабые стороны, уровень сформированности мыслительной деятельности
каждого ребенка, причины пробелов в обучении и воспитанности.
Дифференцированный подход в обучении тесно
связан с самостоятельной работой учащихся. Самостоятельная работа позволяет
дифференцировать объем и сложность одновременно. Например, если ученик отвечает
только на 1 вопрос сложного задания получает «3», на 2-3 вопроса — «4»,
выполняет задание полностью и правильно — «5». Преимущество такого подхода в
том, что ученик видит перспективу своего роста. Если же учитель предоставляет
ученику облегченное задание на «3», такой возможности роста и развития у детей
нет.
Более целесообразным считается подход, когда
учитель без упрощения материала дифференцирует дозированную помощь.
Каждый учитель начальных классов согласится
с тем, что развитие связной письменной речи учащихся – одна из важных и трудных
задач. И при ее решении учителю приходит на помощь дифференциация. Например,
при написании изложения текста повествовательного характера с коллективным
составлением плана для сильных учащихся достаточен минимум опорных слов
для передачи текста. Учащимся средних способностей можно помочь,
увеличив количество опорных слов, словосочетаний. Для слабых учащихся. с
недостаточно развитой речью, затрудняющихся в последовательном изложении
текста, а иногда и в построении правильных по структуре предложений, нужно
увеличить дозу помощи учителя. Это может быть и развернутый план текста, и
дополнительные вопросы к отдельным частям текста. Для предупреждения ошибок
учащихся в повторе одних и тех же слов можно предложить синонимический ряд
слов. Так же дифференцированной может быть и помощь учителя по написанию
слов с трудными орфограммами.
Применение дифференцированного полхода
при решении дидактических задач.
Дифференцированный подход может
осуществляться учителем на уроках разного типа и на разных этапах урока (см..
табл № 2.)
1.
При проверке домашнего задания можно использовать вопросы разной степени
сложности (от репродуктивного до творческого характера, с элементами новизны,
разноуровневые задания).
Так,
при проверке домашнего задания по материалу темы «Поверхность нашего края» по
окружающему миру учащимся 1 группы с низким уровнем усвоения знаний и
умений дается задание, в котором по перечисленным существенным признакам нужно
определить формы земной поверхности: холм, гору, равнину.
Учащиеся 2-ой группы со средним уровнем усвоения
знаний, умений, мыслительных операций и отличающиеся наблюдательностью получают
задание на сравнение таких форм поверхности, как гора и холм, указывают общие и
отличительные черты.
Учащиеся 3-ей группы с высоким уровнем усвоения знаний
и умений, с развитыми мыслительными операциями и наблюдательностью выполняют
задание на применение системы знаний в новых условиях. Например, оно может быть
таким. Пользуясь физической картой докажите, что западная часть Свердловской
области — это горы, а ее восточная часть — равнина.
2.
На этапе изучения нового материала учитель в начале изложения нового материала
может поставить перед уч-ся вопросы и задания разной степени сложности,
соответствующие разным уровням познав. самостоятельности (проблемные,
частично-поисковые, преобразующие, репродуктивные), адресуя их разным
категориям учащихся.
3.
При закреплении изученного Материала необходимо учесть, что если речь идет о
научных понятиях, сложных для понимания учащихся, то для закрепления или
проверки усвоения нецелесообразно спрашивать слабых учащихся. В этом случае на
ответах сильных остальные ребята смогут еще раз повторить и осмыслить новый
материал.
4.
При подборе домашнего задания можно варьировать объем, степень трудности,
характер задания.
Например,
I группе — составить схему?
II
— составить план,
III — найти ответы на вопросы и п.д.
Таким образом, лишь дифференцированное
обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем
способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто
способен учиться с опережением.
Комментариев нет:
Отправить комментарий