Поиск по этому блогу

среда, 30 января 2013 г.

Формирование положительной учебной мотивации – условие развития социальной компетентности младших школьников.


Доклад заместителя директора по УВР МОУ СОШ № 71 Лобановой Н. Я.
          Уважаемые коллеги! Каждый опытный  педагог понимает, что  младший школьный возраст является не только начальным в школьной жизни, но и  главным. Именно в этот период закладывается система отношений ребёнка с миром, окружающими его взрослыми и сверстниками, с самим собой, и он осваивает учебную деятельность. Насколько ребёнок будет успешным в дальнейшем,  станет ли процесс познания для него интересным, увлекательным или тяжёлым бременем зависит во многом от того, как пройдут первые годы обучения.  Не зря образ (личность)  первого учителя сохраняется в памяти  и в душе многих выпускников школы, ведь он выполняет особенную педагогическую миссию – первым вводит ребёнка в школьный мир, мир познания, открытий, труда, где закладываются основы успешности всей жизни человека.
        С поступлением в школу все отношения ребёнка с внешним миром, в семье и вне школы определяются его новой социальной позицией - позицией школьника. Отношения со сверстниками строятся как отношения учебного сотрудничества.
        Поэтому одна  из главнейших целей начального образования  - развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться.
Основные задачи на ступени начального общего образования:
-  сформировать компоненты учебной деятельности, выработать  желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию в основном звене школы;
-  создать  условия для проявления инициативности, самостоятельности, приобретения навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
        В стандартах второго поколения подчёркивается, что  «…образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму, счету, а критерием успешности - уровень умений и навыков учащихся. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка, систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками…».
          Педагоги, нашей школы понимают, что в современном, постоянно меняющемся обществе успешна социализация лишь тех выпускников, которые обладают  такими качествами, как динамичность, активность,  ответственность, способных к самообразованию,
Сегодня на нашей встрече мы  рассмотрим следующие вопросы:
  1. Что такое мотив и мотивация.
  2. Классификация учебных мотивов.
  3. Приёмы формирования мотивации к учению.
Что такое мотив.
Любая деятельность, в том числе и учебная, связана с мотивацией. Мотивационная сфера, по мнению известного психолога А. Н. Леонтьева, - ядро личности.
      Под мотивацией понимают  процессы, определяющие движение по направлению к поставленной цели, а также факторы (внешние и внутренние), которые влияют на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации - это изучение того, как и почему люди приступают к действиям, направленным на достижение цели, и почему они проявляют в них настойчивость.
      Мотив — внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности, связанной с удовлетворением определённой потребности. Изучение мотивов невозможно без знания потребностей. Любому школьнику присущи потребности общечеловеческие, возрастные и половые (гендерные).
Общечеловеческие потребности
интерес к новому,  необычному (новизна материала);
интерес к информации, помогающей решить жизненные проблемы;
связь с практическими потребностями;
своевременность и объективность оценивания проделанной работы
Возрастные потребности
любознательность;
интерес к развлекательному и занимательному материалу;
требуется пища для воображения, интерес к приключениям
Гендерные  потребности
мальчики – интерес к спорту, автомобилям, технике, военной проблематике;
девочки – взаимоотношения людей, мода,  проблемы искусства и эстетики.
       Для формирования  учебных мотивов  своих питомцев  педагогам необходимо знать и учитывать вышеперечисленные типичные потребности школьников.
Типы мотивации учебной деятельности.
          Практически все дети, за редким исключением, приходят в школу с желанием  учиться. Но за положительным отношением к учению стоят самые разные мотивы. Маленькие ученики, впервые севшие за парты, говорят, что хотят учиться, потому что надоело ходить в детский сад, потому что в школе будет много новых друзей, потому что родители купили им много красивых вещей – рюкзак, пенал и т.д. Далеко не все дети приходят в школу с «настоящими» учебными мотивами, поэтому они обычно развиваются в процессе обучения в начальных классах. Остановимся на этом несколько подробнее.
       Учебную деятельность каждого ребенка всегда побуждает целый комплекс мотивов. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми).
КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ
Учебно-познавательные
-связанные с содержанием учения;
-связанные с процессом учения
- стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями;
- стремление проявлять активность, думать, рассуждать
Социальные

-мотив долга и ответственности;
-мотив самоопределения
-мотив престижа;
-мотив социального благополучия;
- материальный мотив
- ответственность перед классом, учителем, родителями;
- понимание значения знаний для будущего образования, профессии
- желание занять высокое место среди одноклассников;
- стремление получать хорошие отметки, одобрение;
- отношение к учению, как к средству получения материальных поощрений
Отрицательные
-мотив избегания неудач
- боязнь наказания, осуждения, отрицательных отметок
         Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Особенно она характерна для неуспевающих детей, боящихся получить очередную «двойку», того, что учитель и родители будут его ругать, дома не пустят гулять, не разрешат смотреть телевизор и т.д. Такая мотивация не приводит к успешным результатам.
    Социальные мотивы учения встречаются нередко. Ребенок включён в систему значимых для него отношений, главным образом, со взрослыми. И эти отношения, ценности, установки, требования взрослых тоже побуждают учиться. У младшего школьника должны появиться широкие социальные мотивы - желание стать образованным, хорошо окончить школу, чувства долга, ответственности перед учителем, родителями и классом, и т.п. К сожалению, эти мотивы, придавая смысл учебе, не обладают такой действенной силой, благодаря которой ребенок немедленно сел бы за стол выполнять скучное домашнее задание. Но всё же у большинства детей социальные мотивы постепенно приобретают необходимую силу и начинают побуждать их учебную деятельность.
     Сильными для большинства учеников в этом возрасте являются такие социальные мотивы учения, как отметка, похвала и награда. Ради них ребенок готов старательно заниматься. Конечно, отметка не должна определять полностью смысл учения. Но разумно ее использовать можно и нужно (и именно тогда, когда ребенок учится в начальных классах), чтобы поддержать положительное отношение к учебной деятельности.
       Похвала для младшего школьника так же важна, как для дошкольника. Есть дети с низкой самооценкой, которых практически невозможно «захвалить», похвала всего лишь стимулирует их работу. При общении с детьми, имеющими очень высокую самооценку, это средство нужно использовать осторожно, не «подпитывая» их самомнение.
         Награда – самый сложный вариант, который чаще используется в семье. В последнее время плата за высокие учебные результаты оказалась довольно распространенным явлением. Родители в этом случае должны помнить, что, введение такой награды ослабляет познавательную мотивацию: ребенок начинает учиться ради денег, не получая удовольствия от процесса учебной деятельности.
          К социальным мотивам учения относится и престижная мотивация. Это желание быть первым, лучшим, выделиться на фоне остальных детей. Престижная мотивация – действенный мотив, побуждающий ученика много заниматься и достигать высоких результатов. Дети с престижной мотивацией соперничают с такими же способными и успешными школьниками, стремясь получить свои «пятерки», они идут проторенным надежным путем, но не ищут оригинальных решений и не реализуют полностью свой творческий потенциал.
      Мы, педагоги, стремимся в первую очередь развивать познавательную мотивацию, ориентированную  на содержание и процесс учебной деятельности. Это ценный учебный мотив, поскольку материал интересен ученику, а выполнение действий вызывает удовольствие. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности, когда создаются условия для удовлетворения любознательности, преодоления препятствий, интеллектуальной активности, реализации способностей учащихся, расширения  кругозора и приобретение ими определенных знаний.
         Наконец, учебную деятельность побуждает мотивация достижения успеха, когда учащийся ориентирован  на получение качественного результат. Что общего между альпинистом, штурмующим горные вершины, ребенком, увлеченно играющим в компьютерные игры, и учеником, стремящимся учиться все лучше и лучше?  У каждого из них активизирован мотив достижения успеха, стремление к повышению уровня собственных возможностей. Такой  ребенок стремится довести дело до конца, выполнять не только интересную, но и скучную, рутинную работу, необходимую для выполнения задания. Ученик удовлетворен, даже горд собой, когда, преодолев трудности, достигает нужного результата, повышается его самооценка и сохраняется самоуважение.
       Мотивация - сложное структурное образование, в котором различные мотивы выступают в единстве и взаимозависимости. Поэтому формирование мотивации не может идти по частям, только целостный подход может обеспечить успех.
В первом полугодии этого учебного года было проведено исследование мотивации младших школьников по методике Н. Г. Лускановой.  В анкетировании принимало участие    147  учащихся 2 – 4 классов.
  • 1% учащихся имеют 1 уровень мотивации, т е  испытывают негативное отношение к школе.
  • 2 уровень развития мотивации имеют  7 % опрошенных, которые школу посещают неохотно, испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности.
  • У 9% учащихся 2-4 классов положительное отношение к школе, но школа привлекает их неучебными сторонами. Эти дети имеют внешнюю мотивацию.
  • Почти треть учащихся  (35%) имеют хороший уровень учебной  мотивации. Эти дети понимают значение знаний в дальнейшей жизни.
  • Максимально высокий уровень развития школьной мотивации показали 48 % учащихся. Этих детей привлекает процесс познания, у них сформирована позиция школьника и стремление к саморазвитию.
Способы повышения мотивации.
       Развитие учебной мотивации – важная и трудная задача для взрослых, воспитывающих младшего школьника. Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Учитель способен добиться идеальной дисциплины, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у детей желание «напиться» из источника знаний?  Наличие у учителя специальных педагогических задач по формированию у школьников мотивации учения свидетельствует о психологической культуре урока и о педагогическом мастерстве учителя.
Роль содержания учебного материала в мотивации учения.
     Содержание обучения выступает для учащихся в первую очередь в виде той информации, которую они получают от учителя и из учебной литературы. Только та информация, которая как-то созвучна его потребностям, подвергается эмоциональной и умственной  переработке. В результате ребенок получает импульс к последующей деятельности.
  • Поэтому учителю очень важно знать потребности его учеников, У младшего школьника при благоприятных условиях возникают и развиваются такие важнейшие для всей будущей жизни потребности, как потребность в умственной деятельности, потребность в теоретическом осмыслении наблюдаемых явлений (почему и как они происходят), потребность в рефлексии и самооценке и др. В уголке внеклассного чтения  С. И. Парамоновой  висит  красочный конверт, в который её второклассники  помещают вопросы по прочитанным произведениям или  пишут свои пожелания, о чём они хотели бы узнать на следующем уроке. Таким образом  Светлана Ивановна  выявляет потребности учащихся и  учит их  осознанному чтению, прививает интерес к изучаемому материалу. Подробнее с приёмами учителя для формирования учебной мотивации можно познакомиться на открытом уроке литературного чтения.
  • Интересен приём «Привлекательная цель», используемый многими педагогами нашей школы. Дети младшего школьного возраста всегда готовы прийти на помощь сказочным героям,  с желанием преодолевают препятствия, не замечая, что сами по ходу урока с удовольствием справляются с учебными трудностями. Учителя, работающие по программе «Гармония» Чудиновских Л. В. и Парамонова С. И. на уроках русского языка при изучении правил правописания часто используют приём «Объясни Джону».  Авторами данного УМК удачно введены герои Джон - мальчик иностранец  и маленький мальчик Антон, которые постоянно задают вопросы учащимся и обращаются к ним за помощью.  Дети с интересом объясняют им теоретический материал,  написание тех или иных слов, а попутно усваивают скучные правила и орфограммы русского языка.
  • Содержание учебного материала должно быть, конечно, вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у них знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным. Совершенно очевидно, что информационно бедный материал не обладает мотивационным эффектом, поэтому содержание урока не должно полностью  копировать материал учебника.
  • Все, что повышает любознательность, может быть включено в урок: новые необычные факты и нестандартный  взгляд на события, яркие наглядные  пособия. Используйте загадки, ребусы, головоломки и игры, Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям. Однотипная и длительная работа быстро их утомляет.  Если необходимо проделать большое количество однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. О. В. Чеснокова на уроке математики по теме  «Сложение и вычитание двузначных чисел в пределах 100» для отработки вычислительных навыков приготовила массу примеров. Чтобы дети весь урок работали с интересом,  учитель  предложила им помочь былинным героям защитить землю русскую от незваных врагов. Дети не только без устали решили множество примеров, но и повторили произведения фольклора.  О. А. Ивкина в первом классе урок окружающего мира по теме «Что общего у всех растений?» начинает с театрализации сказки  «Вершки и корешки», по окончании просмотра ставится вопрос «Почему медведь дважды оставался обманутым? Каких знаний не хватало медведю?»  В конце урока, на котором дети знакомятся с частями растений и определяют, какие части растений употребляются человеком в пищу, формулируются ответы на поставленные вопросы.
  • Удивительные факты всегда заинтересовывают младших школьников, дают пищу для развития их воображения. Так, на уроке окружающего мира по теме  «Вода» можно сразу заставить детей удивиться, сообщив им, что африканским детям на уроке прочитали рассказ об удивительной стране, где люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! Так было положено начало изучению трёх состояний воды.
Множество удивительных и интересных фактов наши учащиеся узнают на занятиях кружка «Эрудит», который существует в нашей школе уже 3 года. Руководит им наш замечательный педагог – логопед Загвоздкина А.Г. Цель клуба «Эрудит» - увлечь  младших школьников познавательной деятельностью, наполнив ее интересным содержанием. В этом возрасте игра наряду с учебой занимает важное место в жизни ребенка. В игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы и приобщается к интеллектуальной деятельности. Важнейший психологический секрет игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой – можно. Познавательные игры способствуют развитию потребности в книге, в чтении, так как увлеченность детей познавательной деятельностью заставляет их искать дополнительную информацию в справочной литературе. Участвуя в познавательных играх, дети учатся работать со словарями, справочниками, энциклопедиями. У них формируются навыки активного чтения, благодаря которому они учатся открывать и добывать знания, а не просто усваивать их в готовом виде. Аллой Геннадьевной учитываются читательские  запросы и интересы детей. Под руководством Аллы Геннадьевны наши ребята много интересного узнают из прошлого нашей страны, о традициях и культуре других стран и народов, совершают увлекательное путешествие  во времени и в пространстве.
Алла Геннадьевна работает в тесном контакте со всеми учителями начальных классов. Сегодня вашему вниманию будет представлен интегрированный урок русского языка и занятия клуба «Эрудит», который проведут два творческих педагога -  З. В. Козырева и А. Г. Загвоздкина.
Организация учебной деятельности как один из путей формирования мотивации.       
Содержание учебного материала усваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того, какова эта деятельность, из каких учебных действий она состоит, как эти части между собой соотносятся, то есть какова структура учебной деятельности, - от всего этого во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающая роль.
  • Изучение каждого самостоятельного раздела или темы учебной программы должно состоять из трех основных этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
  • Активные формы обучения позволяют вовлечь учащихся в процесс познания. дают возможность проявить умственную самостоятельность и инициативность. Обращаясь к проблемному обучению, нельзя не вспомнить слова мудреца: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». В решении проблемы нужно использовать  все идеи и соображения детей: поощрять догадки, вопросы и критику; позволять им доказывать и проверять даже явно ложные идеи; учить спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии.
Различают изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, в котором процессом управляет учитель. Проблемное обучение широко используется учителями, работающими по программе «Школа 2100» Козыревой З. В. и Балушкиной А. В. Сегодня вашему вниманию будет представлен урок русского языка по теме «Неопределённая форма глагола», где третьеклассники будут искать ответы на проблемные вопросы под управлением учителя Л. В. Чудиновских.
  • Метод проектов, освоенный каждым педагогом нашей школы, также позволяет учащихся включить в исследовательскую  работу.  Систематическое  и целенаправленное вовлечение учащихся в проектировочную деятельность постепенно учит детей правильно формулировать цель исследования, определять объект исследования, формулировать гипотезы, выбирать способы проверки гипотез, делать обоснованные выводы. Самое ценное в этом методе то, что у детей есть возможность  по выбору определить тему исследования, проявить активность и самостоятельность,  Уже несколько лет младшие школьники наряду со всеми учащимися школы участвуют в школьных акциях «Семь чудес света», «Семь чудес России», «Родословная моей семьи», «Самый толерантный класс», «Календарь Победы», представляют вниманию своих одноклассников проекты, выполненные под руководством учителя или совместно с родителями.  
  • Широкие возможности для повышения мотивации учащихся содержат в себе современные педагогические технологии и нестандартные формы проведения уроков (урок – аукцион знаний, урок-сказка, урок-экскурсия, урок-путешествие и др.).  Сегодня вашему вниманию будет представлен урок – заочная экскурсия по родному краю в  4-а классе (учитель Л. В. Вахрушева), а второклассники А. В. Балушкиной  отправятся в  виртуальное путешествие.
Развитие социальных мотивов: организация сотрудничества.
        Для развития социальных мотивов наиболее полезна  совместная работа.  В ней школьники учатся взаимодействовать и быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности не было  детей, которые бездельничают, но получают преимущества за счет работы группы, нужно распределять ответственность между учениками. Можно создавать команды учебных достижений, состоящих из 5-6 человек с разными способностями и успеваемостью, Учитель отмечает работу каждого члена команды, также ведется  общий счет всей команды. Каждый работает самостоятельно, и все работают вместе. По итогам определяется группа-победитель.
        В повышении мотивации учеников весьма эффективен момент соревнования. Но следует помнить, что индивидуальные соревнования надо использовать чрезвычайно осторожно и только между школьниками с равными возможностями.  В большинстве случаев более полезными являются групповые  соревнования, участвующие в которых группы комплектуются так, чтобы выравнять их по возможностям. Учителя нашей школы часто используют этот метод: время от времени в классах объявляются такие акции, как «Пятёрки для любимой мамочки» (ко Дню матери или к Международному женскому дню),   «60 пятёрок к 60-летию системы образования нашего города», в канун Нового года ребята стараются быстрее нарядить ёлочку. В этой четверти  учащиеся О. В. Чесноковой, преодолевая  трудности в обучении и поведении,  учатся взаимодействию в группах и делают уверенные шаги к успеху.  Четвероклассники З. В. Козыревой  увлечённо ищут клады, а для этого прилагают усердие, прилежание, помогают друг другу, поддерживают отстающих, и каждый получает массу удовольствия и радость от достигнутых результатов.
Технология развития мотива достижения в полном виде представлена во внутренней организации компьютерных игр:
• Существует серия заданий, различающихся по сложности, и возможность выбора заданий.
• Существует возможность получить ясную информацию о результате деятельности, оценить качество выполнения задания (обратная связь).
• Сложность заданий такова, что успех возможен только при определенных усилиях, находится на грани возможностей.
   Человек воспринимает свою ответственность за ситуацию.
       Создателями  компьютерных игр в полной мере учитываются потребности детей, что способствует повышению их мотивации и поддержанию интереса к подобным играм. Попробуем наложить мотивацию компьютерных игр на процесс обучения в классе.
Условия развития мотива,
созданные в компьютерных играх.
Условия развития мотива,
которые можно создать в процессе обучения.
Несколько уровней сложности игры.

Полная программа обучения с усложняющимся спектром задач на каждом этапе обучения.

В конце игры четкая обратная связь
 — победил или проиграл.

Серия тестов, позволяющая фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе, ученик получает достоверную информацию о своих успехах.
Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, только прилагая усилия.

Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает эти возможности, поэтому успех достигается с усилием, а иногда возможна и неудача.
Ребенок сам выбирает игру. Он постоянно ощущает, что все зависит от него и определяется его усилиями, он полностью ответственен за ситуацию.
Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом, сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует  свой прогресс.
              Нынешнее поколение школьников относительно мало читает, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное чтение для сердца и разума. Поэтому перед современной школой стоит важная задача – сохранить интерес к чтению, развивать мотивацию к читательской деятельности. Для этого наши учителя   проводят викторины по прочитанным книгам, конкурсы лучших знатоков произведений, литературные праздники, поднимают вопросы детского чтения на родительских собраниях, посещают занятия в городской детской библиотекой и участвуют в различных акциях, объявленных городской детской библиотекой. Неоценимую помощь в пропаганде детского чтения и привитию любви к книге  наших учащихся оказывает нам наш библиотекарь Царегородцева Н. И.  Совместно с Надеждой Ивановной мы проводим общешкольные праздники по творчеству детских писателей и конкурсы чтецов. Надежда Ивановна – частый гость на наших уроках литературного и внеклассного чтения. Ею созданы  рабочие  тетради  для учащихся 2 и 3 классов. Цель этих  тетрадей — развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы, расширение читательского и культурного кругозора,  творческих способностей и речи учащихся. Форма рабочей тетради — читательский дневник — позволяет взрослому ненавязчиво руководить детским чтением, вести задушевный разговор с маленьким читателем о прочитанном.
  В нашем  коллективе пользуется популярностью пособие педагога Анатолия Гина «Приёмы педагогической техники». Эта книга-методика адресована учителям-практикам и методистам независимо от предметной специализации. В ней содержатся апробированные и четко сформулированные приемы управления классом, технологии организации традиционных и нетрадиционных форм работы на уроке, приёмы повышения мотивации учащихся и интереса к учебному материалу, которые можно использовать на различных этапах урока.

Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Этот вопрос волнует не только наших педагогов. В газете  "Первое сентября" N 14/2002.описан опыт французской учительницы младших классов  Сесиль ЛЕШАС.
«…Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с интересом и желанием.
На моем учительском столе на видном месте лежит красивая тетрадь. На обложке крупно и ярко написано: «Почетная тетрадь». Вверху каждой страницы - имя ребенка. Страниц столько, сколько детей в классе. В течение дня я и другие педагоги записываем успехи ребят на соответствующие страницы.
Как только ребенок наберет 10 записей в тетради, он получает право выбрать себе подарок из большой коробки сюрпризов, стоящей в углу кабинета. Затем, схватив Почетную тетрадь, счастливчик бежит прямо в кабинет директора школы. Да-да, самый главный начальник откладывает все дела, внимательно изучает записи, пожимает руку замечательному ученику, говорит всякие приятные слова и своей директорской ручкой подписывает страничку. Теперь я делаю ксерокопию все той же странички и посылаю родителям ученика, чтобы они могли порадоваться вместе  своим ребёнком.
Вариантов у такой системы множество. Иногда, когда надоедает тетрадь, я начинаю поощрять детей жетонами. Ученики их собирают. В конце недели открывается веселый магазин, где на жетоны (и только на них) можно купить всякие игрушки, блокнотики, наклейки, конфеты.
В нашем классе есть традиции. Так, каждый учебный день заканчивается определенной игрой. По понедельникам мы всегда играем в лото, во вторник - в салочки,  в среду смотрим мультфильм и т.п. С какими бы трудностями мы ни столкнулись на уроках, домой малыш вернётся в хорошем настроении  и  будет знать, что завтра, несмотря ни на что, его ждут в школе радость, игра, веселье». В нашей начальной школе тоже есть хорошая традиция: заканчивать каждую четверть большим классным КТД совместно с родителями. Мы, учителя, надеемся, что итоговые праздники, проведённые интересно и эмоционально поддерживают в наших питомцах желание как можно скорее вернуться после каникул в родную школу.
        Каждое утро сотни ребятишек направляются  в классы. Одни идут еле-еле, голова опущена, походка шаркающая, ну просто маленькие старички. А другие весело скачут, уверенно и деловито шагают туда, где друзья, игры, сюрпризы, возможность проявить себя и, конечно, новые удивительные открытия на уроках».
Еще Ян Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости. Каждый прогрессивно мыслящий педагог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение - это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности.                                         
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий